Тофалария что это?(1) Страна, как поэтически о
ней пишут или местность, территория, край? Побывав там мы осознали,
что это страна, со своим укладом, бытом и ритмом жизни, своей
культурой, языком. И жизнь в Тофаларии полностью связана с
природой, с её ритмами, сменами времен года. Наверное, поэтому не
только тофы, но и другие как кочевые, так и охотничьи народы
настолько чутко переживают природу, будучи с ней единым целым, что
большинство из них прирожденные художники и стихотворцы. Мы
убедились в этом, посетив школу и местный музей, в которых стены
были увешаны художественными работами учеников и интернат, где нас
поразили два молодых человека своими стихами о природе и любимых
девушках. Более всего я пришел просто в восторг от песни в стиле
рэпа об осени, которую прочел один из них. Вот подумал я, что нужно
петь на нашей российской сцене. А один парень, буквально за 30
минут, выдал нам стих, в честь нашего приезда:
| Приехав к нам издалека,
Чтоб посмотреть на наши горные края, природу, чистые леса
И скал, пещер загадочны места.
Что манит Вас сюда?
Наверно, диво ярких красок зелена
И гор высоких достающих небеса,
Иль лес красивый, аккуратный
И белым снегом весь опрятный
И воздух здесь приятный
Все так у нас здесь хорошо,
Но выжить зверю не легко.
Так береги ты человек его!
И показать свои места
Михаил Иванович отведет всегда
И счастлив буду я, что есть в России такие дивные места.
Дана природа богом
И это Тофалария моя!
|
 |  |
Наиболее четкое образное замечание о Тофаларии
привел Б.Э. Петри: «…Высокогорная тундра с характерной полярной
флорой и фауной, приютившая на самых вершинах Саян выше линии леса
под вечными снегами летние места для кочевья тофов; горная тайга, с
черными кедровниками, с угнетенным лесом замшелых деревьев, с
каменистыми россыпями и болотистыми долинами горных речек – их
зимние и осенние кочевья…».(2)
Тофы по способу передвижения оленеводы, по форме
хозяйства охотники, кочевая жизнь которых была строго
регламентирована. Летом с июля по август, тофы жили на стойбищах,
затем откочевывали с охотой в родовые охотничьи угодья, где в
течение осени и зимы охотились, апрель, май – занимались отелом
оленей, и после середины мая откочевывали на летние пастбища, где
также охотились, главным образом, на марала. Родовые охотничьи
угодья издавна были поделены между родами, а внутри родов – между
фамилиями. Они передавались по наследству по мужской линии. Все
родственники одной фамилии промышляли вместе.
История
Гипотез и предположений о
происхождении тофов, основывающихся на изучении родовых названий,
наречий, антропологических и этнографических данных достаточно,
однако, ни что так не передаст историю народа как его язык.
Первоначальным ядром предков тофов, как считает, В.И. Рассадин,
изучивший их язык и наметивший основные этапы его исторического
развития, явились кетоязычные роды, воспринявшие язык тюрков.
Позднее примкнули самоедоязычные. Тюркский язык у тофов, видимо,
сложился до XIII в., возможно, в VI – VIII вв. во времена тюркского
каганата при господстве юрков-тукюэ. Затем тофы попали под влияние
уйгурского каганата, государства кыргызов, монгольской империи. В
XVII в. русские застали тофов данниками западно-бурятских князцов.
С XVII в. тофаларский язык испытывает мощное влияние русского
языка.(3)  |  |
Происхождение тофов видимо, так и останется
загадкой, но подытожив можно сказать, что: «Тюркоязычные народы
Южной Сибири: алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и тофалары –
составляют коренное население Саяно-Алтайской
историко-этнографической области. Эти народы близки по
происхождению, культуре и этнической истории, их языки входят в
восточно-хунскую ветвь тюркских языков…».(4) Таким образом, тофы
являются частью некогда существовавшего большого народа,
занимавшего огромную территорию – от верховьев Енисея до Тунки.
Численность
Один из интересных вопросов, сколько
же тофов, их численность. Первые данные о регистрации
датируются 1675 годом (340 человек). И, следует отметить, что
численность тофов варьировалась между 350 – 500 человек. Тут
большинство в недоумении спросят, почему так мало, что у них с
рождаемостью не все в порядке или мужчины мало любят своих
жен? Нет, думаю, что у них все «чики-пики». Природа и условия
жизни – вот главный регулятор их численности. Поскольку тофы по
форме хозяйства охотники, то соответственно, природа может
прокормить определенное количество людей на данной площади и тофы
поддерживали баланс с природой, чувствуя, как их жизнь зависит от
неё. Суровые условия жизни также не позволяли иметь большие семьи.
Даже в настоящее время на территории Тофаларии проживает около 700
человек, несмотря на то, что и этот уголок коснулась цивилизация.
И, тем не менее, данная территория, до тех пор, пока люди здесь
живут в основном, охотой обеспечит проживание только небольшого
количества людей. Вероятно, что с новой волной освоения богатств
Сибири, развития туризма здесь будет проживать большее количество
людей.  |  |
Большинство исследователей выделяют пять родов
(костей) тофов: Каш, Сарыг-каш, Чогду, Кара-Чогду, и Чептей. Хотя
другая часть также отмечает и существование других родовых
названий, как Ирге, Тарак, Тулай и Богоше.
Считается, что территория, на которой проживают тофалары,
прежде, была более обширной, в её состав входили части земель
Красноярского края, Нижнеудинского и Тулунского районов. Сокращение
произошло в результате активного наступления в глубь тайги пришлого
люда (охотников промысловиков, заимщиков, купцов,
золотопромышленников) вынудивших переместиться родовым группам
тофов в глубину горно-таежного района, к Джуглымскому и Удинскому
хребтам. Это событие отразилось в легенде «Почему тофалары живут в
Саянах». (1) При написании справки пользовались монографией
Л.В. Мельниковой. Тофы: Историко-этнографический очерк. Иркутск:
Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. –304с.
(2) Петри Б.Э. Этнографические исследования среди малых
народов в Восточных Саянах. Иркутск, 1927. С.3
(3) Рассадин В. И. Этапы истории тофаларов по языковым
данным// Мат. Конференции «Этногенез народов Северной Азии».
Новосибирск, 1969. Вып.1. С.224-226
(4) Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова
М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск:
Наука, 1998. С.6 Вернуться << Поиски пещер Тофаларии|
Далее
>> Команда экспедиции
|