Карта сайтаКарта сайта
Выжимать из жизни все!
 

Яхтинг на Карибах в январе 2010

 

Юго-восточная азия

 

О Чембах

 

Состав

 

Новости

 

Отчеты о поездках

 

Планы

 

Скучно?

 

Фотоальбом

 

Рекламодатели

 

Словарик

 

Рекомендуем

 
   

Культура и история Тофаларии

пос. Алыгджер    Тофалария что это?(1) Страна, как поэтически о ней пишут или местность, территория, край? Побывав там мы осознали, что это страна, со своим укладом, бытом и ритмом жизни, своей культурой, языком. И жизнь в Тофаларии полностью связана с природой, с её ритмами, сменами времен года. Наверное, поэтому не только тофы, но и другие как кочевые, так и охотничьи народы настолько чутко переживают природу, будучи с ней единым целым, что большинство из них прирожденные художники и стихотворцы. Мы убедились в этом, посетив школу и местный музей, в которых стены были увешаны художественными работами учеников и интернат, где нас поразили два молодых человека своими стихами о природе и любимых девушках. Более всего я пришел просто в восторг от песни в стиле рэпа об осени, которую прочел один из них. Вот подумал я, что нужно петь на нашей российской сцене. А один парень, буквально за 30 минут, выдал нам стих, в честь нашего приезда:

Приехав к нам издалека,
Чтоб посмотреть на наши горные края, природу, чистые леса
И скал, пещер загадочны места.
Что манит Вас сюда?
Наверно, диво ярких красок зелена
И гор высоких достающих небеса,
Иль лес красивый, аккуратный
И белым снегом весь опрятный
И воздух здесь приятный
Все так у нас здесь хорошо,
Но выжить зверю не легко.
Так береги ты человек его!
И показать свои места
Михаил Иванович отведет всегда
И счастлив буду я, что есть в России такие дивные места.
Дана природа богом
И это Тофалария моя!




   Наиболее четкое образное замечание о Тофаларии привел Б.Э. Петри: «…Высокогорная тундра с характерной полярной флорой и фауной, приютившая на самых вершинах Саян выше линии леса под вечными снегами летние места для кочевья тофов; горная тайга, с черными кедровниками, с угнетенным лесом замшелых деревьев, с каменистыми россыпями и болотистыми долинами горных речек – их зимние и осенние кочевья…».(2)
   Тофы по способу передвижения оленеводы, по форме хозяйства охотники, кочевая жизнь которых была строго регламентирована. Летом с июля по август, тофы жили на стойбищах, затем откочевывали с охотой в родовые охотничьи угодья, где в течение осени и зимы охотились, апрель, май – занимались отелом оленей, и после середины мая откочевывали на летние пастбища, где также охотились, главным образом, на марала. Родовые охотничьи угодья издавна были поделены между родами, а внутри родов – между фамилиями. Они передавались по наследству по мужской линии. Все родственники одной фамилии промышляли вместе.

История
   Гипотез и предположений о происхождении тофов, основывающихся на изучении родовых названий, наречий, антропологических и этнографических данных достаточно, однако, ни что так не передаст историю народа как его язык. Первоначальным ядром предков тофов, как считает, В.И. Рассадин, изучивший их язык и наметивший основные этапы его исторического развития, явились кетоязычные роды, воспринявшие язык тюрков. Позднее примкнули самоедоязычные. Тюркский язык у тофов, видимо, сложился до XIII в., возможно, в VI – VIII вв. во времена тюркского каганата при господстве юрков-тукюэ. Затем тофы попали под влияние уйгурского каганата, государства кыргызов, монгольской империи. В XVII в. русские застали тофов данниками западно-бурятских князцов. С XVII в. тофаларский язык испытывает мощное влияние русского языка.(3)


   Происхождение тофов видимо, так и останется загадкой, но подытожив можно сказать, что: «Тюркоязычные народы Южной Сибири: алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и тофалары – составляют коренное население Саяно-Алтайской историко-этнографической области. Эти народы близки по происхождению, культуре и этнической истории, их языки входят в восточно-хунскую ветвь тюркских языков…».(4) Таким образом, тофы являются частью некогда существовавшего большого народа, занимавшего огромную территорию – от верховьев Енисея до Тунки.

Численность
   Один из интересных вопросов, сколько же тофов, их численность. Первые данные о регистрации датируются 1675 годом (340 человек). И, следует отметить, что численность тофов варьировалась между 350 – 500 человек. Тут большинство в недоумении спросят, почему так мало, что у них с рождаемостью не все в порядке или мужчины мало любят своих жен?  Нет, думаю, что у них все «чики-пики». Природа и условия жизни – вот главный регулятор их численности. Поскольку тофы по форме хозяйства охотники, то соответственно, природа может прокормить определенное количество людей на данной площади и тофы поддерживали баланс с природой, чувствуя, как их жизнь зависит от неё. Суровые условия жизни также не позволяли иметь большие семьи. Даже в настоящее время на территории Тофаларии проживает около 700 человек, несмотря на то, что и этот уголок коснулась цивилизация. И, тем не менее, данная территория, до тех пор, пока люди здесь живут в основном, охотой обеспечит проживание только небольшого количества людей. Вероятно, что с новой волной освоения богатств Сибири, развития туризма здесь будет проживать большее количество людей.

Поселок Нерха


   Большинство исследователей выделяют пять родов (костей) тофов: Каш, Сарыг-каш, Чогду, Кара-Чогду, и Чептей. Хотя другая часть также отмечает и существование других родовых названий, как Ирге, Тарак, Тулай и Богоше. 
Считается, что территория, на которой проживают тофалары, прежде, была более обширной, в её состав входили части земель Красноярского края, Нижнеудинского и Тулунского районов. Сокращение произошло в результате активного наступления в глубь тайги пришлого люда (охотников промысловиков, заимщиков, купцов, золотопромышленников) вынудивших переместиться родовым группам тофов в глубину горно-таежного района, к Джуглымскому и Удинскому хребтам. Это событие отразилось в легенде «Почему тофалары живут в Саянах».

(1) При написании справки пользовались монографией Л.В. Мельниковой. Тофы: Историко-этнографический очерк. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. –304с.
(2) Петри Б.Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах. Иркутск, 1927. С.3
(3) Рассадин В. И. Этапы истории тофаларов по языковым данным// Мат. Конференции «Этногенез народов Северной Азии». Новосибирск, 1969. Вып.1. С.224-226
(4) Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск: Наука, 1998. С.6


Вернуться << Поиски пещер Тофаларии| Далее >> Команда экспедиции

Новости

25.11.2008
Relax after party!

В эту пятницу, 28го ноября, состоится вечеринка посвященная Азии!

16.11.2008
Первые отчеты RELAX азии

Первые фотографии и отчеты!

11.11.2008
RELAX удался!

Мы дома - в заснеженной Сибири!

Чембовский сайт сделан на конструкторе сайтов - LightWeb